Каталог Минералов
 

Все виды подделок гагата


Минералы и горные породы / Описание минерала Гагат
обсудить на форуме

Все виды подделок гагата

Окутанный ореолом таинства и обладающий репутацией талисмана, гагат с древних времен считался драгоценным камнем. Даже относящиеся к раннему периоду каменного века находки произведений искусства указывают на то, что и тогда вместо гагата использовались менее ценные материалы, хотя умышленную подделку порой трудно доказать.

Найдено множество украшений, датированных бронзовым веком и изготовленных из различных природных веществ, внешне похожих на гагат. Среди них встречаются лигнит и сланец. Несколько позже стали применять кеннельский уголь, антрацит и кимериджский сланец.

В период наивысшего расцвета гагатового промысла в XIX веке мастера использовали вместо гагата мореный дуб и рог. К этому небольшому перечню можно было бы отнести черный оникс и халцедон, хотя они сами по себе являются ценными камнями и чисто случайно сходны с гагатом по цвету.

Более важное коммерческое значение приобрели украшения из эбонита и черного стекла, которые появились в 1845 г. под видом гагатовых. Из числа других подобных материалов в XIX веке были распространены гуттаперча и bois durci *. Сегодня их почти невозможно найти. Наконец, в XX веке появились имитации из бакелита и других пластмасс, а в последнее время — из эпоксидной смолы.

* Bois durci (франц.) — буквально «твердое дерево».

Кимериджский сланец

Поделки из этого вида сырья распространялись главным образом на юге Англии, хотя несколько таких изделий было найдено в расположенных севернее римских городах

Кимериджский сланец, который легко можно спутать с гагатом, широко распространен в Англии. При раскопках в XIX веке во многих захоронениях обнаружены предметы из этого природного материала, которые нередко принимались за изделия из гагата. Однако было бы неправильно считать, что изделия из кимериджского сланца изготовлялись с намерением имитировать украшения из гагата. Их производство составляло независимый промысел, который процветал на протяжении 800 лет.

Кимериджский сланец представляет собой сильно битуминизированную породу, обогащенную остатками морских ископаемых. Его отложения встречаются в глинистых формациях кимериджского яруса на острове Пербек в Дорсетшире (Южная Англия). Извлеченный с глубины, он похож на шифер и довольно легок (его плотность составляет 1,285 г/см3).

Окраска сланца изменяется от серо- до буро-черной. Как и гагат, сланец обладает раковистым изломом. В свежем состоянии он выглядит довольно невзрачно, но если его подшлифовать и затем отполировать на воске, он, подобно гагату, приобретает великолепный блеск. К сожалению, этот блеск в отличие от гагатового не сохраняется на века.

Извлеченные из захоронений изделия из сланца неизбежно растрескиваются или рассыпаются на мелкие кусочки. Полагают, что разрушение сланца обусловлено выделением битумов в результате испарения или химических изменений. Тем не менее при раскопках находят столь же много изделий из сланца, как и из гагата, на протяжении всего времени, когда эти изделия находились в обращении. А этот период охватывает отрезок времени от железного века до конца римского владычества в Британии; грубо говоря, временной интервал от IV века до н.э. до IV века н.э..

ланец добывали из скальных уступов восточнее и западнее Кимериджа, недалеко от места его обработки. По-видимому, из сланца изготовляли главным образом браслеты. Оценив количество отходов, оставшееся после переработки сланцев, можно составить представление о масштабах производства этих украшений. Отходы имеют форму плоских округлых дисков, и поначалу казалось, что они выполняли функцию «угольных денег». Однако дальнейшие исследования выявили истинную природу дисков и позволили разгадать технологию изготовления браслетов.

Вначале сланец разрезали на пластины толщиной 12—18 мм, на которых затем кольцом диаметром 75 мм намечали контуры кружков. С одной стороны заготовки просверливалось отверстие, чтобы вставить ее в токарный станок. Края заготовки делали гладкими с помощью кремневого скребка. Из заготовки вырезали центральную часть, получая таким образом кольцо. Отходы в виде кружков иногда использовали для изготовления второго кольца, но меньших размеров, если их вообще не выбрасывали.

Первоначально эти браслеты получались толстыми и незамысловатыми, но уже во времена римского владычества их научились делать изящными и нередко украшали. По краю гагатовых наручных обручей, относящихся к этому времени, можно видеть украшения в виде капелек или насечек. Браслеты были наиболее распространенными видами украшений из кимериджского сланца, но известно также несколько находок подвесок.

Первоначально о них сообщалось как о гагатовых, однако характер трещин и сколов в изделиях явно указывал на то, что они изготовлены из сланца. Поделки из этого вида сырья распространялись главным образом на юге Англии, хотя несколько таких изделий было найдено в расположенных севернее римских городах, таких, как Линкольн и Йорк.

Лигнит

Термином «лигнит» обозначают углеподобные образования промежуточного ряда от торфа до битуминозного угля. Под микроскопом видно, что исходная растительная структура лигнита менее уплотнена, и поэтому он более подвержен разрушению, чем гагат. В отличие от кимериджского сланца центра по изготовлению украшений из лигнита не существовало, тем не менее в древние времена его использовали достаточно широко.

В Германии в кельтский период лигнит начали обрабатывать раньше, чем гагат. В Великобритании при раскопках римских поселений изделия из лигнита обнаруживают вместе с предметами из кимериджского сланца и гагата.

Лигнит характеризуется бурым цветом. Он не обладает такими глянцем и чернотой, как гагат. Изделиям из лигнита не удается пережить века без разрушений: они растрескиваются и рассыпаются. В лучшем случае лигнит мог служить лишь непосредственным заменителем гагата. Хотя изделия из лигнита находят чаще, чем изделия из гагата, применение лигнита было ограничено античными временами, и в послеримский период его уже не использовали.

Антрацит

Антрацит представляет собой массивный, плотный, но хрупкий материал черного цвета. Тем не менее он обладает стеклянным или металлическим блеском, который воспринимается глазом «тяжелее», чем мягкий блеск гагата. Антрацит имеет неровный, раковистый излом и твердость, равную 2. Он на 99% состоит из углерода, горит синим пламенем и выделяет значительно меньше дыма, чем гагат. Антрацит встречается в Уэльсе, шт. Пенсильвания, Китае, СССР, ЮАР и в ряде других мест в виде небольших месторождений.

В Великобритании из антрацита изготовляли различные мелкие украшения. Ныне наибольшей распространенностью пользуются высеченные из него небольшие по размеру сувенирные Библии, зачастую, правда, грубо исполненные. Вероятнее всего, это плоды «хобби» шахтеров. На некоторых угольных шахтах из антрацита сооружают замысловатые конструкции, например огромные арки для рекламы угольных компаний.

В США антрацит добывают во многих районах, особенно на востоке шт. Пенсильвания; в прошлом его широко использовали для изготовления украшений. Хотя антрацит и не такой плотный материал, как гагат, после полирования он приобретает бриллиантовый блеск. Кроме того, антрацит обладает повышенной сопротивляемостью к истиранию, так как с трудом удаляется с поверхности рук и одежды.

В викторианскую эпоху резьба по углю была распространена в Америке в таких местах, как Маунтинг-Топ (возле Глен-Саммит), а также на шахтах «Франклин» (Ашли), «Спринг-Танл», «Саммит» и «Нантикок». Из угля вырезали башмаки, якоря, сердца, вазы, пресс-папье и другие предметы. Сообщается, что самая лучшая поделка из угля была выполнена одноруким человеком из Глен-Саммита.

Возле зданий контор угольных складов устанавливали впечатляющие памятники из антрацита, на которых высекались названия шахты или компании подобно тому, как это можно увидеть в Южном Уэльсе. В Мидлсборо (шт. Кентукки) в 1940 г. из 40 т угля был построен целый дом. Однако нет сведений о том, чтобы в наши дни из антрацита вырезали какие-либо изделия.

Рог

Рог представляет собой легкий плотный материал, который хорошо поддается обработке. Он термопластичен и формуется, будучи нагрет в воде. Если рог окрасить в черный цвет, он удачно имитирует гагат. В XIX веке из рога делали украшения, преимущественно в виде подвесок и брошей.

Эти изделия с обратной стороны выглядели часто шероховатыми и чешуйчатыми, а когда их выставляли на свет, то края слабо про-свечивали из-за несовершенной окраски. Изделия из рога иногда инкрустировали перламутром

Рог не обладает таким глубоким глянцевым черным цветом, как гагат, но его часто путают с эбонитом. Измельченный рог превращается в серую пудру, а на фарфоровой пластине оставляет серую черту. Таковы его свойства. Если коснуться рога раскаленной иглой, ощущается характерный запах подпаленных волос.

Болотный дуб

Викторианцы очень любили все шотландское или ирландское, и в этот период особенно популярными были натуральные украшения. Болотный дуб представлял собой почти черную твердую полуокаменелую древесину, которую извлекали из торфяных болот Ирландии. Лучшие образцы болотного дуба, пригодные для резьбы, находили в болотах графств Мет, Типперари, Керри и Донегол.

Болотный дуб использовали для резьбы многие столетия, но считается, что промысел по изготовлению сувениров возник после того, как король Георг IV посетил в 1821 г. Ирландию и получил в дар искусно вырезанную из дуба прогулочную трость.В 1882 г. промыслом было занято 200 человек и, так же как в Уитби, некоторые мастера работали в крупных производственных объединениях, а другие трудились на дому.

Большинство украшений и орнаментов выполнялось в типично ирландском стиле и убранстве. Мастера копировали античные броши, например известную брошь Тара. Кельтские кресты и броши украшались изображениями башен, аббатств, арф и трилистников. С того времени как Килларни стал известным центром туризма, аббатство Макросс, расположенное недалеко от него, начали все чаще изображать на различных украшениях,

Болотный дуб отличается глубоким темно-коричневым цветом, но с трудом поддается полировке. Он характеризуется матовой поверхностью, и его можно легко спутать с неполированным гагатом. Дуб не обладает раковистым изломом, менее хрупок, но более прочен, чем гагат. Все ранние викторианские изделия из гагата создавались вручную, тем не менее в конце 1860-х гг. уже был изобретен способ вырезания штампом по дереву.

Это позволяло получать более искусно украшенные изделия и продавать их по умеренной цене. Кусок дерева помещали в верхнюю часть матрицы, которую затем нагревали с помощью горячей металлической плиты. Поверх дерева накладывали аналогичную горячую пластину и скрепляли их винтами. Считается, что битуминозные вещества, находившиеся в дереве, предохраняли фибру от растрескивания.

В 1882 г. в Дублине работали по меньшей мере четыре мастера, специализировавшиеся на изготовлении безделушек и украшений из болотного дуба. Ежегодный доход от продажи этих изделий составлял около 5 тыс. ф. ст. Небольшое количество украшений и сувениров из дуба производится и по сей день.

"Французский гагат" (черное стекло)

Во Франции добывали небольшое количество гагата, однако применяли его весьма ограниченно и большей частью в средние века. После того как изделия из гагата были экспонированы на Большой выставке 1851 г., этот поделочный камень стал чрезвычайно популярным в Европе. Королева Виктория подарила французской императрице Евгении пару гагатовых браслетов. Несколько наборов украшений из гагата были отправлены на континент.

Новую моду на черные украшения не могли удовлетворить отечественные ресурсы гагата, поэтому подобные украшения стали изготовлять из черного стекла. Оно оказалось дешевле гагата. Кроме того, не требовалось прибегать к ручной резьбе, поскольку стекло легко формовалось. «Французский гагат», как назвали стекло, приобрел широкую известность не только как дешевое украшение, но и благодаря своей декоративной окраске.

Украшения из черного стекла делали и в Англии, но в меньших количествах. Оно получило там название воксхоллского стекла. Его окрашивали оксидом марганца, отчего оно приобретало на свету слегка красноватый или розоватый оттенок. Ввиду высокой хрупкости, особенно в тонких изделиях, стекло часто вставляли в металлические рамки, покрытые черным лаком, как и большинство изделий из «французского гагата». Это хорошо видно на примере искусно сделанных гребешков для волос, которые носили в конце XIX века.

Из «французского гагата» изготовляли преимущественно украшения, мелкие побрякушки и убранство для одежд. К стеклу старались не прибегать, если требовалось изготовить особо мелкие украшения. Однако из стекла оказалось проще, чем из гагата, делать копии предметов. Нужно было только изготовить форму для изделия, после чего его воспроизводили тысячами штук, причем в самое короткое время и по очень низкой цене, дешевле, чем изделие из гагата.

Совершенно очевидно, что производство украшений из стекла стало серьезно конкурировать с гагатовым промыслом Уитби. Бусины из черного стекла обычно гранили. Поскольку крупные бусы были тяжелыми, в порядке эксперимента начали делать пустотелые стеклянные бусы, окрашивая их изнутри в черный цвет. Однако такие украшения не имели успеха из-за большой хрупкости. По этой причине бусы из черного стекла изготовляли небольшими или средними по размеру и никогда не делали такими крупными, как гагатовые.

Не представляет особого труда отличить черное стекло от гагата. Стекло более тяжелое, холодное на ощупь и хрупкое. Оно тверже гагата (показатель по шкале Мооса — 6) и не царапается булавкой. Стекло не оставляет следа на фарфоровой пластинке, а нагретая игла на него не действует.

Имеется, однако, разновидность «французского гагата» — «креповые камни»,— которую довольно легко спутать с настоящим гагатом. Во время первого самого глубокого периода траура викторианцы не допускали ношения каких-либо блестящих украшений даже черного цвета. Разрешалось лишь носить изделия из неполированного гагата и болотного дуба, которые не имели сильного естественного блеска. Но стекло, или «французский гагат», обладало особым бриллиантовым блеском.

Чтобы как-то нейтрализовать этот эффект, бусы соответствующим образом обрабатывали, чтобы «приглушить» присущий им блеск. Такие бусы назывались «креповые камни», так как они были похожи на матовый креповый материал, которым в обязательном порядке отделывали траурное платье. Подобные стеклянные бусы часто носят и в наши дни в виде муфтообразных цепочек. «Креповым камням» придают форму плоских крохотных сердечек или фасолин. Зачастую их нанизывают на двойную нитку, чередуя с очень мелкими круглыми стеклянными бусинами.

Когда украшения из «французского гагата» продаются в Англии, на ярлыке изделия обычно пишут: «Из черного стекла», поскольку термин «французский гагат» не включен в Акт товарных наименований. Ведь изделие по сути дела не является ни гагатом, ни тем более французским, так как украшения из черного стекла изготовлялись (и продолжают изготовляться) в Англии.

Эбонит

В 1846 г. Чарлз Гудьер запатентовал в Америке технологический процесс, заключавшийся в смешении каучука с 30% серы с последующим нагреванием продукта до 115°С. В результате был получен твердый материал, названный вулканитом или эбонитом. В 1856 г. Томас Ханкок запатентовал аналогичный процесс в Англии. Гудьера интересовало главным образом производство эбонитовых покрышек, но его материал оказался весьма удачным заменителем гагата. Только что полученный эбонит довольно легок, обладает черным цветом и, если его отполировать, приобретает блеск, очень близкий к блеску природного гагата.

Особенно важным оказалось то, что продукт можно формовать при умеренном нагревании. Таким образом, как и в случае с черным стеклом, изготовив однажды форму под какое-либо украшение из эбонита, его можно было быстро и дешево тиражировать в тысячах экземпляров. Из эбонита особенно хорошо получались броши, подвески и цепочки. Как и стекло, эбонит редко применяли в декоративных целях, но в отличие от стекла он не использовался для украшения одежды. Бусы из эбонита также не отличались особой выразительностью.

Вскоре эбонит уже успешно конкурировал на рынке с гагатом. Ныне было бы любопытно найти образцы одного и того же изделия, выполненные из эбонита и гагата. Легкость эбонита и его великолепный черный цвет, несомненно, вводили в заблуждение викторианцев, так как изделия из него и сегодня попадают к торговцам антиквариатом. До сих пор в Уитби рассказывают истории о том, как наиболее бессовестные ремесленники или их агенты приезжали в Уитби, покупали одну или две великолепные резные броши или подвески из гагата и за несколько недель наводняли рынок их дешевыми копиями.

Естественно, для гагатового промысла в Уитби конкуренция с эбонитом — материалом, созданным самим человеком, оказалась весьма трудным делом. В XIX веке еще не существовало Акта товарных наименований, поэтому многие викторианские леди, носившие гагатовые украшения и считавшие их таковыми, в действительности владели украшениями из эбонита. В наши дни многие люди довольно безапеляционно заявляют, что такое-то, к примеру, черное ожерелье непременно изготовлено из гагата, «поскольку оно принадлежало моей бабушке», хотя на самом деле оно сделано из черного стекла или эбонита. Странно, что мы считаем пластмассы изобретением XX века.

По сведениям, опубликованным в «Словаре Келли», в Англии в 1880 г. с эбонитом работало 16 мастеров. Хотя только что полученный эбонит очень похож по внешнему виду на гагат, у него есть один серьезный недостаток: под лучами солнечного света он утрачивает свой цвет. В результате окисления цвет эбонита изменяется от черного, через коричневый, до цвета хаки, а затем до грязно-желтого. Однако если предохранять эбонит от воздействия солнечных лучей, его цвет остается фактически и сегодня таким же, как 100 лет назад.

Подобно гагату, эбонит образует при истирании коричневый порошок и оставляет такую же черту на фарфоровой пластинке. Эти свойства делают эбонит очень похожим на гагат, так что их бывает весьма трудно отличить друг от друга. Говорят, что при трении эбонита обо что-нибудь ощущается слабый запах серы. Действительно, если эбонит поместить в воздухонепроницаемый полиэтиленовый пакет на несколько дней, а затем резко открыть его, можно сразу ощутить этот характерный запах.

Эбонит не обладает раковистым изломом, поэтому даже незначительные его проявления, обнаруживаемые нередко в изделиях из гагата, помогают отличить последний от эбонита. Излом у эбонита грубый, но, поскольку он плотнее гагата, на изделиях из него обычно обнаруживается мало повреждений. По той же причине со временем в эбоните не образуется трещин. Отсутствие следов износа на старых изделиях — хорошее свидетельство их эбонитовой природы.

Украшения из эбонита производятся в настоящее время в количествах, достаточных для удовлетворения спроса на них широкого круга коллекционеров. Из-за возможности бесконечного тиражирования некоторые эскизы постоянно воспроизводятся в эбонитовых изделиях. Следует заметить, что викторианский материал и некоторые изделия из него, как, например, броши с рукой, отличаются большим разнообразием и привлекательностью.

Цепочки из эбонита зачастую трудно идентифицировать, но, по сути дела, в этом и нет нужды, так как есть один «технологический» отличительный признак. Цепочки из гагата изготовляют из чередующихся сплошных и состоящих из двух половинок колечек. Затем их скрепляют и склеивают вместе. Поскольку эбонит термопластический материал, колечко следует разрезать лишь в одном месте, раздвинуть его слегка, вставить в следующее колечко и соединить концы. Таким образом, чтобы отличить гагатовую цепочку от эбонитовой, необходимо убедиться в том, сколько соединений имеет цепочка: одно или два.

Эбонитовые медальоны неизменно украшались изнутри каким-либо рисунком, тогда как для гагатовых медальонов это было нехарактерно. Как правило, декоративный мотив передней части медальона (будь то камея с изображением головы или букет цветов) представлял собой отдельный фрагмент, который прикреплялся к медальону. Заколки к эбонитовым брошам обычно крепились двумя винтами, тогда как к гагатовым брошам они приклеивались. Эбонитовые браслеты иногда выполнялись из широкого куска гибкой пластмассы, к которому привинчивали отдельный центральный фрагмент.

Другие браслеты по аналогии с гагатовыми изготавливали из сегментов. Поскольку пластмасса при охлаждении дает слабую усадку, поверхность сегментов часто делали вогнутой. Подобные осмотры позволяют отличать эбонитовые украшения, не прибегая к специальным исследованиям.

В американских книгах о старинных украшениях довольно часто описываются предметы из гуттаперчи. Она представляет собой натуральную пластмассу, получаемую из млечного сока гуттаперчевого дерева Dichopsis gutta. Хотя гуттаперча очень похожа на резину, она не способна к вулканизации при нагревании с серой. Тем не менее из гуттаперчи изготовляли украшения. Из нее делали также рамки для картин и спичечные коробки.

Впрочем, до наших дней дошло немного подобных изделий. Гуттаперча — материал непрочный, поэтому весьма вероятно, что те украшения, которые описаны как гуттаперчевые, на самом деле изготовлены из эбонита. В XX веке эбонит в значительной степени был вытеснен новым пластмассовым материалом — бакелитом.

Бакелит

Бакелит —фенольная смола, образующаяся на начальной стадии синтеза феноло-формальдегидной смолы. Это был первый настоящий синтетический полимер. Его изобретатель Лео Гендрик Бакеленд запатентовал формулу в 1909 г.

Бакелит не сразу начали производить в достаточном количестве, поэтому его использовали в качестве заменителя гагата не так широко, как эбонит. Однако некоторое количество черного бакелита все же шло на изготовление таких украшений, как броши, браслеты и бусы.

Бусы из бакелита имели округлую форму и были гладкими — без огранки и резного рисунка. Из всех украшений они больше всего вводили специалистов в заблуждение, затрудняя идентификацию.

Бакелит весит примерно столько же, сколько гагат, обладает глубоким черным цветом, не тускнеет, хорошо полируется. При истирании бакелит превращается в черный порошок и оставляет черную черту на фарфоровой пластинке. Подобно другим полимерам, его можно формовать при нагревании. Если бакелит поджечь или прикоснуться к нему раскаленной иглой, ощущается типичный запах фенола (карболовой кислоты).

Бакелит — плотный материал и не так легко разрушается, как гагат. Поэтому весьма совершенный на вид кусок бакелита может вызывать подозрение. Через отверстия в гагатовых бусах часто видны проявления раковистого излома. В пластмассовых бусах отверстия изнутри идеально круглые и гладкие. К счастью, на большинстве украшений из бакелита (за исключением бус) на оборотной стороне проштамповано: «Патент», что исключает необходимость их исследования.

Эпоксидная смола

Самой последней из пластмасс, которую использовали для имитации и подделки гагатовых украшений, была эпоксидная смола. Один или два музея обладают великолепными копиями гагатовых изделий, сделанными из этой пластмассы. Эпоксидная смола в отличие от эбонита и бакелита термореактивна, т. е. может отвердевать при нагревании. Оборотная сторона изделий из эпоксидной смолы нередко вогнутая, так как пластмасса дает усадку в процессе отвердения.

Музейные копии никогда не предназначались для введения кого-либо в заблуждение, однако они часто поступают в розничную продажу наравне с изделиями из гагата. Вначале их продавали с карточкой, где указывалось, что это копии. Но поскольку карточки после покупки сразу же выбрасывают, музейные работники стали ставить штамп на оборотной стороне изделия с обозначением истинной природы копии.

Эпоксидная смола при истирании превращается в черный порошок. Если коснуться смолы нагретой иглой, ощущается специфический запах карболки.

Другие материалы

Из других материалов черного цвета, которые можно принять за гагат (и из которых можно делать подделки гагата), но роль которых невелика в силу их ограниченного использования, следует назвать:

  • Bois durci. Этот материал запатентован во Франции и состоит из древесной муки (пылевидные опилки), смешанной с альбумином (белковым веществом) яйца или крови, к которым подмешана черная краска из ламповой сажи. Полагают, что Bois durci использовали при изготовлении украшений в 1850—1880 гг. К сожалению, они оказались недостаточно прочными, поэтому их можно сегодня видеть крайне редко.
  • Черная эмаль. Эта эмаль изредка встречается на брошах и кольцах. Как и стекло, она тяжелее гагата, но не царапается булавкой.
  • Древесина. Некоторые дешевые украшения изготовляли из дерева и покрывали их черной эмалевой краской. Если краску соскоблить, под ней обнаруживается древесина.
  • Оникс н халцедон. Эти минералы являются природной разновидностью кварца черного или пятнисто-черного цвета. Оникс часто использовали для изготовления викторианских украшений. Оникс и халцедон невозможно спутать с гагатом, поскольку оба минерала холоднее на ощупь и значительно тяжелее. Кварц, твердость которого по шкале Мооса равна 7, не царапается булавкой.

Минералы и горные породы / Описание минерала Гагат
обсудить на форуме

Фотографии по теме


Посмотреть все фотографии Гагат




  • Моя коллекция
  • Добавить образец
  • Добавить месторождение
  • Предложить новость
  • Управление рассылкой
  • Профайл