Бывают случаи, когда бриллианты дарить неприлично, а каменные миниатюры всегда уместны”, — любил повторять Карл Фаберже. Распространенная в императорских кругах традиция прижилась ныне в современной России. Следуя совету известного ювелира, чиновничья верхушка взяла за правило дарить друг другу изящные камнерезные безделицы. Немало изделий из поделочных камней попадает и в подарочный фонд Президента Российской Федерации. Нашелся в Санкт-Петербурге и мастера, чьи работы пользуются у политической и артистической элиты особым спросом. Изящные букеты, забавные миниатюры людей, качающиеся фигурки животных, выполненные Сергеем Фалькиным, хранятся ныне у многих глав государств.
Мастерская Фалькина напоминает пещеру. Камней здесь столько, что кажется, будто стеллажи с настилом, полки, столы “проросли” минералами.
— Аметист, лазурит, родонит, дымчатый кварц, горный хрусталь, — перебирает мастер камни, как любимые игрушки. — Нет более разнообразного по цвету и рисунку материала!
Кручу в руках кусок яшмы — какой фигуркой она вскоре обернется?
— Строить планы бесполезно, — отзывается Сергей. — Пока камень не вскроешь, ни за что не догадаешься, какой внутри сокрыт рисунок...
Фалькин уверен: в поделочном камне уже заключено изделие, нужно только увидеть его и с помощью резца убрать все лишнее.
На мраморной столешнице видим необычных каменных улиток. Одна, помеченная надписью “Аллегория скорости”, “несется” как “Мерседес”. Другая улитка — “Город” — тяжело тащит на панцире дома, дворики, дороги. Малюток, по замыслу автора, будет не меньше дюжины.
— Это одновременно и коллекция минералов, и коллекция идей, — объясняет Фалькин. — Делая каждую из улиток, я “слушал” камень.
В том, что природа создала камни, как живые существа, Фалькина убеждать не надо. Он знает: “Минералов более двух тысяч, они часть земной коры, растут в природе”.
Извлеченные из земли, камни способны преломлять, подобно линзе, энергию Земли и космоса. Поэтому почти все минералы обладают целебной энергетикой, дают человеку здоровье и силу.
Недавно французские ученые, заложив десяток камней в электрокардиограф, зафиксировали слабую, но регулярную пульсацию. Специалисты установили: камни пульсируют, а значит, дышат. На один вдох у камней уходит от трех дней до двух недель, “удар сердца” длится около суток. Минералы — живые существа с очень медленным процессом жизнедеятельности.
— Камень не любит слабых, но и насилия не терпит, — признается мастер.
Работая с нефритом, кварцитом, кахолонгом, Фалькин погружается в состояние, близкое к медитации или молитве. Во время работы он старается не злиться и не ругаться. Если накапливается напряжение, просто откладывает вещь.
Может, поэтому миниатюры у мастера получаются такими трогательными. Например, фигурки животных, цветы в хрустальных флакончиках или его знаменитая скульптура “Птицелов”, отхватившая не одну награду на международных ювелирных выставках. Говорят, и Владимир Владимирович Путин долго не мог оторвать взгляд от каменной статуэтки.
— В “Птицелове” я воплотил особое состояние — стык времен, — делится Сергей. — Мальчишка в одежке с чужого плеча — это и беспризорник времен революции, и сорвиголова нашего времени. Мечтатель выпустил птицу, стоит с пустой клеткой, а что будет дальше — с ним, с Россией? — никто не знает.
Как рождаются идеи для миниатюр, автор объяснить не может. Началом замысла может послужить и взгляд, и случайно оброненное слово, и настроение. А до воплощения этого состояния в гипсовую модель, а затем в камень могут пройти годы.
Пушкин обожал сердолик, в его созерцании черпал вдохновение. Мастер Фалькин отдает предпочтение халцедонам: за их глубину, необычные переходы от одного цвета к другому. А вот лазурит — сложный для Сергея материал. “Может, потому что я не очень люблю работать с камнями “ядовитых” цветов”, — признается мастер.
Резать по дереву Сергей Фалькин начал раньше, чем читать. В глухой байкальской деревне игрушек в магазинах не было. Пацаны мастерили солдатиков, пистолеты, танки из подручного материала. Искуснее всех “боевая техника” получалась у Сергея.
О художественном образовании Фалькин не думал. Успел поучиться на физико-математическом факультете, после службы в армии поступил на факультет журналистики Ленинградского университета. Промучившись два года в партийной многотиражке, ушел в издательский отдел Эрмитажа. А тут родственники подарили на день рождения набор стамесок. Сергей увлекся деревянной скульптурой.
— Бесценный опыт получил, работая в реставрационных мастерских Эрмитажа. Восстанавливал Янтарную комнату, выполнял заказы для Худфонда. Работать любил с неподатливыми, твердыми сортами дерева — грабом, самшитом. Может, поэтому вскоре и взялся за обработку камней.
Ныне у Сергея Фалькина, чьи пальцы сплошь в шрамах, в Питере своя мастерская, где работает около 50 различных специалистов: резчиков-копиистов, лепщиков, эмальеров, ювелиров... Мастер делает модели, а остальную работу помогают выполнять коллеги.
— Сырье везем со всего мира: с Чукотки, Алтая, из Бразилии, — рассказывает ювелир. — Работаем с джамбульским халцедоном, белореченским кварцитом, архангельским кремнем и даже с окаменелым деревом.
В букетах и миниатюрах мастер использует дорогие камни, при обработке которых бывает много отходов. Поэтому изделия его мастерской недешевы: визитница, отделанная яшмой, тянет на 300 долларов, изящный букет ягод, как и качающиеся фигурки слонов и бегемотов, — стоит в пять раз дороже.
Многие работы Сергея Фалькина оседают в подарочном фонде Президента Российской Федерации. Как складывается их дальнейшая судьба, мастеру остается только догадываться. То, что его “Ландыш”, выполненный из нефрита, кварца, кварцита, золота и серебра, президент преподнес в качестве подарка актрисе Ренате Литвиновой, мастер узнал только из газетных репортажей.
Знает Фалькин, что его миниатюры есть и в коллекции бывшего геолога — ныне спикера Совета Федерации — Миронова. Зная пристрастие Сергея Михайловича, Путин подарил любителю минералов большой самоцвет с отпечатками доисторического моллюска.
А Фалькин продолжает фантазировать. Ныне в соавторстве с петербургским мастером Китовым он работает над камнерезными композициями с движущимися механизмами.
Миниатюрный каменный факир показывает нам классический фокус — извлекает из шляпы крошечного кролика. У кого из высокопоставленных чиновников забавная фигурка вскоре окажется в коллекции?
Сотрудники ГемЦентра МГУ рассказали о профессиональных коллекциях минералов, об изучении драгоценных камней методами микроскопии и рассмотрели один из последних образцов собственной коллекции. »»»
Замещение первичного сырья вторичным нацелено на сокращение влияния на природную среду. Это обеспечит снижение углеродного следа по серебру на 2/3 и по золоту более чем на 99%. »»»
Драгоценные камни были желанными и ценными на протяжении всей истории человечества. Их находили в руинах, возраст которых насчитывает несколько тысяч лет. Они ценятся как подарки, символизирующие любовь. »»»
Бриллианты могут быть лучшим другом женщины, но современные искусственные бриллианты настолько хороши, что их невозможно отличить от настоящих. А если учесть огромную экономию на цене, то искусственные бриллианты могут стать лучшим решением для женщины. »»»
Мошенники получают копии сертификатов подлинности природных алмазов и подбирают близкие к указанным в них параметрам искусственные камни, нанося на них соответствующий логотип. »»»
Эксперты ювелирной отрасли утверждают, что востребованность и стоимость цветных алмазов повышаются. Особо ценны чистые разности с насыщенными оттенками. »»»
Природоохранная организация считает, что ведущие бренды могут повлиять на рынок используемого ими для производства сырья и поспособствовать сокращению экологического ущерба от его разработки. »»»