Каталог Минералов
 
Новости / Драгоценности / Аукционисты и джентльмены

обсудить на форуме



25.06.2015

Аукционисты и джентльмены



Различие между двумя знаменитыми аукционными фирмами было сформулировано задолго до всплеска их аукционной конкуренции. "Кристи" - это джентльмены, которые стараются казаться аукционистами. "Сотби" - аукционисты, которые стремятся стать джентльменами. Некоторая брезгливость, которую многие усмотрят в сем определении, адресована, главным образом, "Сотби". Впрочем, последний с его более чем 250-летней историей может себе это позволить. Это как миллиардер в стареньких джинсах. Не исключено, что этот афоризм придумали сами британцы, ведь именно в Лондоне последние 200 лет находится штаб-квартира "Сотби".

Она напоминает камеру хранения гигантских размеров. На разных этажах представлены картины, скрипки, ковры, вазы, часы, ювелирные украшения. Одни предаукционные выставки и торги сменяют другие - что-то вроде конвейера. Стены помещений поцарапанные, выцветшие; картины висят на крюках, гвоздиках, проволочках, веревочках. Стильности интерьера, к которой стремится большинство московских галерей, нет и в помине. Залы "Кристи" оформлены более элегантно - здесь претендуют на роль аукционной элиты.

Крупнейшие в мире аукционные дома "Сотби" и "Кристи" проводят торги по нескольку раз в неделю. Прийти на предаукционные выставки может кто угодно. Вход бесплатный. Заявить о своем желании участвовать в аукционе необходимо перед его началом, торговаться же можно и по телефону из Москвы. Единственное, что необходимо сделать еще до начала торгов, так это предварительно обзавестись каталогом со всей необходимой справочной информацией, включая имена и телефоны шефов того представительства фирмы, которым организован данный аукцион. А вот для участия в торгах нужно зарегистрироваться, предъявив определенные документы. Если человек собирается сделать крупную, дорогостоящую покупку, ему необходимо представить гарантии своей платежеспособности. Если их нет, аукционист будет просто игнорировать незадачливого клиента во время торгов. Введено это правило было для того, чтобы защитить аукционные дома от шутников или азартных игроков, способных взвинтить цену при пустом кошельке.

Рассказывают, что на одном из аукционов "Кристи" некий российский покупатель решил приобрести яйцо работы Фаберже, первоначально оцененное в 6 миллионов долларов. Но финансовые документы запаздывали, и в итоге его не допустили к торгам. Разразился крупный скандал. Однако суд принял сторону "Кристи"

За полтора месяца до проведения аукциона издается его каталог, за 5 дней до торгов открывается предаукционная выставка. Для особенно дорогих коллекций, особенно ювелирных, устраиваются заграничные турне. Например, аукциону в Женеве, на котором была выставлена коллекция редчайших бриллиантов (ее венцом стал один из удивительнейших камней весом в 100,1 карата), предшествовало путешествие не в одну сотню километров. Остановки на два-три дня были сделаны в Нью-Йорке, Куала-Лумпуре, Сингапуре, Джакарте, Гонконге.

Когда продаются многомиллионные лоты, атмосфера приподнятая, даже близкая к театральной. Однако большинство аукционов проходит до безобразия обыденно и скучно. Если произведения находятся в соседнем зале, их приносят и демонстрируют. Когда они выставлены тут же, служитель просто подходит и показывает: "Номер такой-то". Над аукционистом висит электронное табло, отражающее ход торгов. Все изменения цен мгновенно конвертируются в несколько валют.

Сами коллекции формируются авторитетными экспертами, приписанными к специализированным департаментам-отделам. Экспертизу произведений также делают в основном сотрудники аукционного дома. Кроме того, их отчасти подстраховывают дилеры-профессионалы, через которых в аукционные дома попадает подавляющее большинство предметов. Надеяться сдать сюда вещь "с улицы" может лишь обладатель бесспорного шедевра - вроде той безвестной дамы, которая принесла в хозяйственной сумке пару пейзажей, подписанных рукой Констебля.

Впрочем, русский отдел "Сотби" представлен лишь двумя экспертами. Они принимают и атрибутируют и древние иконы, и авангардные картины, и ювелирные изделия, и фарфор, и скульптуру. При такой универсальности ошибки просто неизбежны. И через аукцион регулярно проходят вещи, подлинность которых вызывает сомнения знатоков. Относительной гарантией от подделок служит репутация фирмы. Например, "Кристи" установлен гарантийный срок - 5 лет, в течение которых можно оспорить подлинность вещи. Если покупатель доказывает, что приобрел подделку, если аргументы весомы и скандал грозит испортить репутацию фирмы, деньги возвращаются без спора.
Лучшие ювелирные коллекции выходят на торги в Швейцарии. Ни один из женевских аукционов драгоценностей не обходится без сенсаций. К примеру, для одного из последних торгов "Сотби" подготовил коллекцию из 107 лотов, в которую были включены украшения с королевским "провинансом" (происхождение - один из самых важных в "драгоценном" аукционе моментов). Так, например, бриллиантовое колье 1900 года с 28 бриллиантами (общий вес составляет приблизительно 65 карат) когда-то принадлежало французскому королевскому дому. Именно на таких деталях, как "провинанс", и строится мировой аукционный рынок драгоценностей. Конечно, современные ювелирные изделия фирм с мировой известностью бойко "идут с молотка", но нитка поддельного жемчуга, когда-то принадлежавшая Жаклин Кеннеди, зачастую может уйти по цене роскошного бриллиантового колье современной работы. Очевидно, отсутствие подобного рода ключевых моментов и характеризует масштабы аукционного дела в России.

Всерьез говорить о том, что какая-либо российская аукционная фирма выбрала в качестве превалирующего ювелирное направление, пока преждевременно. Дело в том, что российский аукционный рынок находится до сих пор в стадии формирования. Выросли крупные аукционные дома, возникла сеть галерей, салонов, магазинов, мелких перекупщиков, коллекционеров - "планетарная" структура этого рынка аналогична той, что существует на Западе.



Читайте новости Каталога Минералов на Яндекс
обсудить на форуме



новости из рубрики Драгоценности



  • Моя коллекция
  • Добавить образец
  • Добавить месторождение
  • Предложить новость
  • Управление рассылкой
  • Профайл