Каталог Минералов
 
Новости / Драгоценности / Искусство резьбы по камню

обсудить на форуме



22.05.2017

Искусство резьбы по камню



Резьба по камню была одним из самых распространенных увлечений великосветского Петербурга конца XVIII века. Инструменты н образцы уральских драгоценных пород считались такой же неотъемлемой принадлежностью рабочего кабинета просвещенного русского аристократа, как гусиные перья в чернильнице на письменном столе или золотые корешки монархического Готтского календаря в книжных шкафах. Искусством резьбы но камню овладевали не только просвещенные вельможи екатерининской эпохи, но и милые дамы. Жена великого князи Павла Петровича, будущая российская императрица Мария Федоровна, целые дни проводила у станка, научившись вполне профессионально вытачивать табакерки и медальоны с изображением античных богов и собственных многочисленных родственников. В Павловске до сих пор хранятся некоторые образцы ее творчества, впечатляющие любознательных экскурсантов. Про табакерки известно, что они вошли в моду в 1750—1760-х годах и сохранили популярность почти до конца столетия. Круглые, овальные, четырехугольные и тому подобное, они делались из самых разных материалов.

При этом к каждому наряду обычно полагался определенный, соответствующий случаю экземпляр. Для каменных же табакерок подбирались специальные «узорчатые каменья» — яшма, сердолики, агаты, халцедоны, нередко оправлявшиеся в золото. Стоили такие вещицы, к слову сказать, весьма недешево даже по тем временам. Зачастую такие табакерки с императорским вензелем дарились в знак высочайшей царской милости по случаю какого-нибудь праздника или знаменательного событии, а потом бережно сохранялись как семейная реликвия. Теперь на мировых аукционах цены на русские табакерки 17 века из полудрагоценных камней легко стартуют с цифры 20 тысяч долларов, а взлететь могут и до 200 тысяч. Все зависит от азарта и финансовых возможностей покупателей, ну и, конечно, от качества самой вещи. А надо сказать, что безвестные русские мастера были большие умельцы и работали па самом что ни на есть европейском уровне.

Чего только они не выделывали из цветных камней: пуговицы дли кафтанов и сюртуков, набалдашники тростей и рукояти кортиков, эфесы шпаги черенки ножей: чарки, подносы, чаши, вазочки и другие мелкие предметы посуды, а еще чернильницы, приборы для хранения писем, туалетные флаконы, шкатулки и так далее. В Екатеринбурге в XVIII веке в производстве были даже столовые ложки из красной яшмы. К концу столетии модными стали настольные печати из агата, а с начала XIX столетии к ним присоединились резные камни и накладки пресс бюваров. Основными на прилавках московских и петербургских антикварных магазинов сегодня остаются изделия уральских гранильных мастерских. Довольно часто попадаются вещи, выполненные на Петергофской императорской фабрике и Петербургском гранитном заводе Верфеля. Традиционно считается, что изделия этой фирмы весьма высокого класса, при этом стоит они недорого. Иногда попадаются по вполне умеренным ценам великолепные пресс-папье с каменными накладками из цветов, ягод и фруктов, сделанные, как тогда говорили, «под натуру», то есть из специально подобранных по цвету камней. Конечно, трудно предположить, что кому-то очень понадобятся такие пресс папки.

И все же изысканная красота и тщательность исполнения компенсируют их очевидную бесполезность. А что спрашивается, актуального в антиках из камня, столь популярных в прошлом веке? Все они исполненные по эрмитажным образцам камеи, барельефы, вазы... Между тем, помеченные знаком Петергофского императорского гранильного завода или известного петербургского мастера Стефана Модерни. Они представляют сегодня безусловный интерес и как предметы ушедшего быта, и просто как красивые вещи, способные придать шарм старины любому интерьеру. По моде тех лет многие мелкие предметы, такие, как табакерки, печати, рамки, несессеры, оправлялись в золото и серебро, для которых считалось немаловажным выбрать подарочную упаковку в PackingGift . Причем оправы дли них заказывались фирмам Болинов, Фаберже, Верфеля, Кехли, Хлебникова, Овчинникова. Сейчас это очень дорогие раритеты. Во всяком случае, цены на эти изделия поднимаются очень высоко, часто до 10—15 тысяч долларов. И сейчас покупателям правятся предметы из камни самых необычных форм, нередко даже нелепые и просто курьезные, противоречащие самой природе камни. И это касается не только изделий из камня, а и аксессуаров, которые украшают драгоценными камнями. В современной моде можно встретить пряжки ремней и сумок со вставкой сверкающих минералов. Посмотрите модные аксессуары на сайте https://modnotak.com.ua/ и решите что из всего этого великолепия Вы хотели бы иметь в своём шкафу.

Одним из неизменных атрибутов богатого кабинета прошлого века считались нефритовые пепельницы в виде «разрезанной фиги» или лесного пня с растущими около него грибами и папоротниками, из которых неожиданно «вырастал» таинственный каменный цветок, почти как в сказках Бажова. Сейчас, правда, в такую пепельницу стряхивать пепел мало у кого рука поднимется. К тому же стоят они не менее $1000. Но если решитесь купить, то знайте: нефритовые пепельницы были и у адвоката Плевако, и у писатели Короленко, и у многих других достойных людей. Однако на сегодняшний день объектом страстного интереса и престижного коллекционирования остается мелкая камнерезная пластика, причем не какая-нибудь, а непременно работы Фаберже. Собственное камнерезное дело в производстве фирмы получило развитие только с 1908 года. До этого она скупала массовую продукцию других фабрик и кустарей-камнерезов, дорабатывала в собственных мастерских и «обогащала» изделия драгоценными камнями.

Фигурки людей, животных и птиц, а также веточки цветов и ягод, исполненные из различных камней, идеально подобранных по цвету и фактуре, с самого начала стали предметом настойчивого собирательства, причем самых высокопоставленных особ -достаточно упомянуть последнего российского императора Николая II или английского короля Эдуарда VII, не говоря уже о многочисленных великих князьях и княгинях. При этом, конечно, главное — безукоризненное качество исполнения, составлявшее неизменною славу и успех фирмы па протяжении всей ее истории. Цены на Фаберже год от года растут. И какой-нибудь вполне заурядный бульдог из опала или крохотная ящерица из нефрита могут потянуть за $30 тыс. Все зависит от того, подтверждает ли экспертиза, что это Фаберже. На одном из последних больших «русских» аукционов Sotheby"s главным объектом борьбы неожиданно стал кабинетный звонок из розоватого камня в виде круглой луны-шара с лукавым лицом смешною уродца.

Ведь, в отличие от ювелирных изделий, распознать подлинность камнерезной фигурки задача не из легких, за которую возьмется даже не всякий эксперт. В данной ситуации свою роль сыграла репутация Sotheby"s, но вообще-то, когда вам предлагают «настоящего Фаберже», стоит провести тщательнейшую экспертизу. Действительно, атрибутировать изделия, выполненные из камня, очень сложно. На них нет клейм, а формы и ассортимент, как правило, довольно-таки традиционны. В этом деле необходимо обладать некоторыми специальными знаниями о природе камней и способах их обработки. Такая задача по плечу только специалистам-гемологам и ученым минералогам. Впрочем, если вам нравится какая-то фигурка, допустим собачка любимой породы, великолепно вырезанная из прекрасного уральского или алтайского камня, так ли уж важно, где и кем она была выполнена? В конце концов, стоимость вещи определяется в первую очередь тем, сколько вы готовы за нее заплатить.



Читайте новости Каталога Минералов на Яндекс
обсудить на форуме



новости из рубрики Драгоценности



  • Моя коллекция
  • Добавить образец
  • Добавить месторождение
  • Предложить новость
  • Управление рассылкой
  • Профайл