Каталог Минералов
 

Приготовление красок из минералов: киноварь


Прочее / Приготовление красок из минералов: киноварь
обсудить на форуме

КИНОВАРЬ  (HgS )

Бытующие представления о том, что киноварь ужасно ядовита, относятся скорее к области мифов. При аккуратном обращениии с кристаллической киноварью и при её помоле Вам мало что угрожает, поскольку сама по себе она нерастворима в воде и кислотах (кроме "царской водки"). Но одна черезвычайно серьёзная опасность действительно существует, и связана она с возможностью образования паров ртути, которые действительно очень опасны, их вдыхание чревато нешуточными последствиями для здоровья.

Но это может произойти только в случае сильного её нагревания: при 200° киноварь разлагается и улетучивается с образованием паров ртути и сернистого газа... Отсюда вывод: - беречь киноварь от огня!!! Нельзя работать с ней рядом с плитой, эл. рефлектором, любыми сильными нагревательными приборами. А в обычных условиях она инертна и стабильна. Киноварь "не любит" железа, не следует хранить её в металлических банках, толочь в железной ступке, соскребать с курантов металлическим шпателем (лучше завести специально для неё пластмассовый).

Не стоит натирать большое количество киновари прозапас. Ведь при растирании суммарная поверхность материала многократно увеличивается, а поскольку тонкий поверхностный слой киноварного зерна подвержен постепенному изменению под действием загрязнённого атмосферного воздуха, - окислению либо образованию плёнки чёрной модификации HgS, - минерала метациннабарита, то хранить её лучше в кристаллическом виде. Впоследствии, находясь уже в красочном слое, она будет защищена от вредных внешних воздействий обволакивающей плёнкой связующего материала.

Цвет киновари зависит от двух факторов - наличия примесей и степени кристалличности сырья. Цвет чистой, свободной от примесей киновари всегда ярко-алый холодный. "Тёплой" делают её охряные примеси, даже самая незначительная примесь лимонита или гётита придаёт ей морковный оттенок, а частым коричневым оттенком ("тёплая киноварь") она бывает обязана присутствию микрочастиц гематита, антимонита или галенита.

Стоит также отметить, что крупнокристаллическое сырьё даёт некоторый малиновый оттенок ("голубиная кровь") по сравнению с классическим ярко-алым из сырья мелкозернистого. Киноварный цвет глубокий и легкий, яркий но спокойный, не утомляющий глаз. Её торжественное свечение невозможно имитировать никакими искусственными заменителями. И хотя с XXI века появляется порошковый красный кадмий, но иконописцы до сих пор предпочитают кристаллическую природную киноварь.

Вряд-ли стоит пользоваться киноварью, предлагаемой в виде тонкого порошка, поскольку это зачастую оказывается изготовленный в лабораторных условиях синтетический продукт. В силу своей изначальной тонкодисперсности, синтетическая киноварь нестабильна и со временем может непредсказуемо менять свою окраску в сторону почернения как сама по себе, так и находясь уже в красочном слое. Кроме того, под названием "киноварь" иногда фигурируют суррогатные порошковые пигменты иностранного производства, не имеющие с собственно киноварью ничего общего, кроме названия.

И ещё - о розовом цвете. Минералов, дающих при растирании розовый порошок, в природе, увы, не существует. Но прекрасный розовый цвет можно получить добавлением к киновари кварца или кальцита (мрамора) в количестве "по вкусу".  Тёмно-розовый цвет достигается также смешением белил (титановые или сурьмяные) + киноварь + немного черни + гематит.

Первоисточник публикации http://mindraw.web.ru (Виктор Слётов)



  • Моя коллекция
  • Добавить образец
  • Добавить месторождение
  • Предложить новость
  • Управление рассылкой
  • Профайл