Каталог Минералов
 

Оправдание ювелирии


Ювелирные изделия / Оправдание ювелирии
обсудить на форуме

Ювелирные изделия издревле занимали совершенно особое место в культуре и быте людей. Традиционно, ювелирное дело было профессией немногих и до последнего времени не было массовым. А ювелирное искусство было элитарным и служило ограниченному количеству людей. Короли и власть предержащие, церковь, знать, люди, имеющие деньги и власть, поощряли развитие ювелирного искусства, стремились обладать уникальными предметами. Шедевры ювелирного искусства олицетворяют собой власть, богатство, роскошь, являются собственностью очень немногих. Такая картина наблюдалась во все времена.

Основные качества традиционного произведения ювелирного искусства:

  • редкость, уникальность.
  • красота, художественная значимость.
  • долговечность, применение благородных металлов и драгоценных камней.
  • высокая стоимость, капитал, финансовый инструмент.
  • атрибут социального статуса, предмет коллекционирования.
  • дружественность и близость к человеку, объект культурной и бытовой среды.

Некоторые произведения ювелирного искусства имеют и религиозную, духовную составляющую, применяются в ритуально-мистических целях (христианство, ислам, иудаизм и буддизм). В контексте культуры, общественных отношений, ювелирное искусство занимало своеобразную нишу, порой судьбы государств решались при помощи ювелирных изделий.

В процессе развития современного общества, в эпоху утверждения ценностей научно-технической революции, всеобщей индустриализации - место и значимость ювелирного искусства серьезно изменились. И основная доля этих изменений пришлась на последние сто лет. Что же произошло?

Во-первых, мы стали свидетелями утверждения совершенно других товарно-денежных отношений в новой геополитической обстановке. Виртуальные деньги, новая финансовая система заставила пересмотреть и отношения к ювелирным изделиям. Традиционное свойство ювелирного изделия, как капитала, роль оборота драгоценных металлов (как эквивалента) и камней, постепенно снижается. Сейчас можно говорить, что драгоценности окончательно утратили свою финансовую значимость, обесценились в рамках финансовых отношений. Все современные системы по обороту золота и алмазов построены на принципах конъюнктуры и политического регулирования. На лицо жестко организованная и централизованная мировая монополия, как на добычу, так и на сбыт (первичный и вторичный рынок).

Пример: Алмазодобывающие компании накопили около 15 млрд. карат необработанных алмазов. Если бы было отменено насильственное регулирование рынка, то цена на бриллианты (или на необработанные алмазы) упала бы в тысячи раз. Это был бы самый дешевый товар в мире (и, если не считать промышленность, и самый бесполезный).

Во-вторых, научный прогресс привел к появлению таких материалов, процессов и вещей, которые многократно (а в некоторых случаях в десятки тысяч раз) дороже самых дорогих ювелирных материалов, золота, платины, серебра, многих драгоценных камней. Долговечность тоже перестала быть значимой, ее заменила технология массового воспроизводства, новые материалы.

В-третьих, увеличение количества населения ("золотой миллиард") привело к значительному изменению распределения ценностей; ювелирные изделия, даже очень дорогие, в абсолютном количестве перестают быть уникальными, а постепенно переходят в разряд массовых. То, что могли купить единицы, теперь могут приобрести сотни тысяч людей. И эта тенденция продолжает стремительно нарастать. Редкостей просто на всех желающих не хватает. Этот процесс вызывает к жизни способы промышленного производства ювелирных изделий. Причем цена за одно изделие постоянно увеличивается.

В-четвертых, в век глобализации пересматривается культурный контекст. Всеобщее потребление распространяется и на социальный статус. И ювелирия сейчас выпадает из атрибутов потребления статуса. Растет круг людей, которые вообще исключают ювелирные изделия из "корзины" своего статусного имиджа. В деловых кругах традиционного ювелирного искусства почти не осталось (часы, аксессуары и все). Эта тенденция ведет к тому, что все большее количество людей перестает быть покупателями традиционной ювелирии, подчеркивает свой высокий социальный статус другими атрибутами. Рынок ювелирных изделий становится все более ориентированным на людей среднего и невысокого (низкого) достатка и социального статуса.

В-пятых, традиционные способы и технологии производства ювелирных изделий (большая доля ручного труда, безвозвратные потери, сложность и закрытость производственных процессов и т.п.), не позволяют удовлетворить возрастающий спрос (в абсолютном выражении). Начиная с сороковых годов, возникает новая отрасль промышленного производства - ювелирная. Разрабатываются новые технологии направленные только на решение двух задач: объем и качество.

Возникает индустрия оборудования и расходных материалов для ювелирного производства. Как правило, самые современные передовые промышленные технологии приспосабливаются для нужд массового ювелирного производства. На сегодняшний день нет ни одной технологии, которую можно было бы назвать чисто ювелирной, и она была бы рождена внутри ювелирного дела, а не позаимствована из промышленности. Причем это односторонний узкоспециализированный процесс. Ювелирная промышленность только потребляет плоды прогресса, оставаясь вторичной. Научные исследования в ювелирном деле ведутся только в русле увеличения производительности и качества выпускаемых в массовом порядке изделий. Пограничные исследования практически отсутствуют.

Можно сказать, что современное ювелирное дело - это гибрид (весьма однобокий) традиционных технологий и методов с позаимствованными и подогнанными под конкретные нужды промышленными технологиями.

В-шестых, массовое производство ювелирных изделий профанируют их художественную и эстетическую ценность. Из этого процесса можно выделить два момента:

Обесценивается и ставится на поток творчество художника - ювелира. Дизайн ювелирных изделий усредняется и втискивается в стандартную схему - Пред-апарте - откутюр - бутик - розница - магазин.

Ликвидируется изначальное предназначение ювелирного изделия, как наиболее дружественного к человеку объекта культурной и бытовой среды. Происходит обезличивание и тиражирование изделий не по принципу красоты, и индивидуальности, а по принципу снижения себестоимости и производственных издержек. Ювелирное изделие уже не предназначено конкретному человеку, а скорее есть продукт для сетевого сбыта, или брэндовой торговли.

В игру вступает рекламная технология, воспитывающая конкретные потребительские желания. Играют такие понятия, как ходовая модель, модельный ряд, хит сезона и прочая атрибутика массовых продаж.

В-седьмых, возникло совершенно новое явление - массовый вторичный рынок ювелирных изделий, драгоценных металлов и камней. По некоторым оценкам, объем этого рынка составляет до 40% всего оборота ювелирной отрасли в мире. Т.е. более трети всех выпускаемых изделий перепродается. Около 20% (по некоторым оценкам 30%) вторичных изделий является исходным сырьем для промышленного производства. Таким образом, из трех произведенных в мире ювелирных изделий одно идет в переплавку и переделку. Причем период оборота - меньше полугода. Этот процесс еще более девальвирует ценность конкретного изделия, заставляя рассматривать его как легко утилизируемый продукт, не имеющий индивидуальности.

2. Потребители ювелирного искусства - кто они? Современный образ (портрет) покупателя и владельца ювелирного изделия очень сильно изменился за последние сто лет. Рассматривая ювелирное искусство в контексте социальной ситуации в мире (Россия - отдельный разговор), можно отметить несколько основных периодов:

Традиционный. Круг владельцев узок, приоритеты и ценности восприятия укладываются в рамки вышеприведенных свойств ювелирного изделия.

Новый (период с 1905 по 1985г). В этот период происходит переоценка принципов ювелирного искусства, его индустриализация. Негативные тенденции достигают своего максимума.

Новейший (с 1985 по н. в.). социокультурный и потребительский менталитет окончательно сформирован. Зарождаются новые факторы социального и культурного характера. Эти факторы формируют новые условия для трансформации ювелирного искусства в дисциплину гуманистической культуры, гармонично сочетающую в себе традиции ремесла и новации технического прогресса. В последнее время намечается тенденция к формированию запросов к ювелирному искусству, которых не было раньше. Каковы эти запросы?

После периода всеобщей индустриализации и абсолютного диктата промышленного производства, глобализации - нарастают противоположные тенденции. Маятник качнулся в другую сторону. Теперь мы видим стремление к разукрупнению, дроблению крупных ювелирных предприятий на более мелкие, выпускающие разнообразный ассортимент изделий высокого качества.

Началось движение к индивидуальности, не путем приближения к покупателю, а путем бесконечного варьирования ассортимента, его многократного расширения. Это получается плохо и мы наблюдаем бесконечные вариации одних и тех же идей (в смысле дизайна). Формируется запрос на новые, свежие дизайнерские идеи индивидуального плана. Кристаллизуя данную тенденцию, можно сказать, что окончательный запрос к ювелирному искусству сводится к концепции индивидуального дизайна каждого (!) ювелирного изделия. Причем этот дизайн должен быть настолько разнообразен (в нем должна отсутствовать компиляция), чтобы удовлетворять запросы каждого нового покупателя. В требуемом объеме с применением старых методов и техник, эта задача невыполнима. Необходимы совершенно новые, революционные подходы к созданию дизайна ювелирных изделий.

Сформировавшиеся в последнее время потребление статусов выдвигает новые требования к искусству ювелирии: стратиграфическое деление (послойная, ступенчатая градация ювелирных изделий). Изделие должно своим дизайном, формой, применяемыми материалами и содержанием подчеркивать статус владельца. В неявной форме такое разделение существует (часовое дело). Весь вопрос в том, чтобы найти формы, четко соответствующие статусному потребительскому запросу. Задача сложная, но выполнимая. Только совокупность дизайна, материала и содержания может в полной мере показать статусность, положение владельца. Требуются новые идеи и ходы. Не достаточно просто "утяжелить" изделие по стоимости или вставить в каст многокаратный бриллиант. Надо найти такое сочетание качеств, которое является единственно верным выражением положения владельца. Путь - символика, восприимчивость дизайна к профессиям и сословиям, учет индивидуальных особенностей владельца.

Рост населения, стандартизация и глобализация, внедрение в сознание понятий "винтик", "типовой", "стандартный", рождает у многих людей стремление каким-либо способом подчеркнуть свою индивидуальность, но это только "надводная" часть айсберга. В целом, нарождающиеся запросы сводятся к способам самоидентификации. Прежде всего, человек пытается понять, чем он реально отличается от остальных людей. В поисках ответа на этот вопрос может помочь ювелирное искусство. И дело здесь не в стиле, но в индивидуальности. При сегодняшним состоянии ювелирного дела подчеркнуть индивидуальность, взглянуть на себя через призму предметов, окружающих человека, практически невозможно. Миллионы одинаковых камней, километры одинаковых цепочек, десятки тысяч "листиков" и "жучков" вынуждают людей отказываться от ювелирии, как способа самоидентификации. Как решить проблему?

Вовлечением будущего владельца в разработку нового ювелирного изделия. Стандартный набор деталей (по типу конструктора), простейший алгоритм сборки, возможность на месте (в магазине) подобрать и изготовить уникальное изделие. Простейший расчет показывает, что имея 3-4 линии дизайна по 50-60 деталей в каждой, можно обеспечить тысячи людей истинно индивидуальными изделиями. Ювелирный конструктор может быть очень технологичным и к корне изменить подход к проектированию и изготовлению ювелирного изделия.

Внедряя в ювелирные изделия передовые достижения науки и техники, можно добиться того, что в изделии будет проявлен определенный физический эффект. Эта проблема может быть решена на стыке разных прикладных дисциплин. Почему так важно в технике и оборудовании выполнить хороший и красивый дизайн, а в дизайне ювелирных изделий до сих пор нет никакой функции техники? Кстати, появились первые ласточки - ювелирные сотовые телефоны. Но, если посмотреть на идею шире - каждое новое ювелирное изделие может быть еще и технически функциональным, в нем может проявляться какой-либо физический эффект (люминесценция, лазеры, чипы, время, накопители, электричество, охрана, ключи и пейджеры, визуальные физ. эффекты - коронный разряд, гироскопы, компасы и т.п. и т.д.) Это позволит дополнительно приблизить науку и технику до уровня прикладного искусства, обеспечить взаимопроникновение и дать новое направление в ДПИ.

Разработка и внедрение в ювелирное искусство достижений биомеханики и прикладной анатомии позволит создавать удобные и реально приспособленные для ношения ювелирные изделия. Тема вообще не проработана, и знания ювелиров, к примеру, о руке (280 мышц и больше сотни костей) сводится к внешнему виду. По настоящему удобных и качественных, приспособленных для ношения изделий исчезающе мало.



  • Моя коллекция
  • Добавить образец
  • Добавить месторождение
  • Предложить новость
  • Управление рассылкой
  • Профайл